Член Союза композиторов СССР, Председатель правления Прииртышского отделения Союза композиторов Казахстана, лауреат международных, всесоюзных, республиканских конкурсов, обладатель Гран-при на международном конкурсе, посвященном 150-летию Абая, бессменный Председатель жюри Международного Фестиваля татарской музыки, создатель опер, балетов, симфоний, кантат, концертов, песен, автор произведений, вошедших в Золотой фонд советского радио, педагог – теоретик, воспитавший не одно поколение высокопрофессиональных музыкантов, составивших гордость отечественной культурной жизни, — вот далеко не полный перечень регалий, заслуг и званий Олега ДЖАНИЯРОВА, которому 5 марта исполняется 60 лет.
Семь нот, 12 тонов в хроматической гамме в миллионах комбинаций могут вдохновлять, раздражать, успокаивать, вызывать сопереживание. Но что они могут быть профессией – в это отец будущего композитора, кадровый военный долго не хотел верить, а потому был противником того, чтобы сын поступал в музыкальное училище. Но с пристрастием души трудно спорить. Так Олег Саиндыльдинович и оказался в ряду музыкантов и уже вскоре окончил Алма-Атинскую консерваторию, обретя сразу две специальности: композитора и преподавателя музыкально – теоретических дисциплин. С тех пор нынешний юбиляр всю жизнь умудрялся отдавать свои силы и талант этим двум одинаково сложным сферам.
За годы творческой жизни Олег Саиндыльдинович обращался к самым разным жанровым формам: роман А.Алимжанова «Гонец» лег в основу оперы «Орлиная песня». Один из самых любимых на Востоке персонажей стал героем оперы «Тот самый Ходжа Насреддин», а квинтет для медных духовых инструментов получил Гран-при Международного конкурса. Музыка композитора, звучавшая с разных отечественных сцен, на Первом международном конкурсе духовых инструментов в Алматы, была включена в обязательную программу исполнения. Но при всем этом сегодня у нас нет возможности постоянно слышать его произведения и следить за эволюцией автора, радуясь и соучаствуя его новым премьерам: сокращаются и исчезают оркестры, а без музыкантов фуги и сонаты в полной мере звучат только в сознании автора. Но их создание для Олега Саиндыльдиновича — процесс неостановимый. Мелодии и ритм рождаются даже при ходьбе.
Быть может, поэтому музыка для Олега Саиндыльдиновича — и искусство, и любимая профессия, и потребность, и наслаждение, причем как эмоциональное, так и интеллектуальное. Что же касается понимания и внимания к симфонической музыке, О.Джанияров убежден, что искусство элитарно и отнюдь не принадлежит народу. Не все могут понять Достоевского, немногие способны постичь тайны фундаментальной науки, но все это существовать не перестало. И всегда было и будет очень малое количество людей, способных понять и оценить Искусство, ведь даже во времена Баха существовало деление на светскую и серьезную музыку.
Хотя в порочности современного вкуса, по мнению композитора, виновата и система. С первых дней Советской власти чиновниками самодеятельность ставилась выше профессионализма. Достаточно вспомнить историю присуждения Ленинской премии, когда выбор шел между Л.Зыкиной и В.Атлантовым. Тогда предпочтение отдали первой, а ведь это равносильно тому, что награду за уровень проведения операции вручить не хирургу, а мяснику. Еще большая ответственность, по мнению Олега Саиндыльдиновича возлагается на школу. В Японии на изучение предметов эстетики отводится 14 часов в неделю, и считается, что такого количества еще и не хватает. А о количестве подобных уроков у нас можно и не говорить.
Исчезает понимание грани эстетики, заменяемой вульгарщиной. Мало того, что в любой песенке современной эстрады, как правило, заключена одна долбящая музыкальная фраза. Сила ее звучания стремится перекрыть рев самолетного двигателя. И никто не вспоминает, что со звуком нужно быть осторожным, потому что он может сделать дряблой ушную перепонку, влиять на артериальное давление, останавливать работу сердца, а инфразвук и вовсе может быть смертельным. Но вопреки всему, мощность современных центров превышает силу пушечных выстрелов. Да при том, нам ее навязывают. В автобусе невозможно спрятаться от рева ритмичных выкриков малоприличного содержания. Об этом Олег Саиндыльдинович рассуждает с особой горечью.
Кстати, в произведениях О. Джаниярова этой горечи немало. И хотя сам он по натуре оптимист, именно трагичность и грусть как нельзя лучше находят свое отражение в звуке. Но если бы пришлось выбирать среди бесчисленного сонма музыкальных жанров символ собственной жизни, то Олег Саиндыльдинович, не задумываясь, остановился бы на романсе с его лиризмом и проникновенностью, нежностью и романтичностью, краткостью и многозначностью, легкой грустью и светом надежды. И кто возразит, что не в этом смысл жизни?..
Опубликовано к 60-летию композитора в газете «Наше дело» 03.03.2005г.
Алла Белякина